10 июля в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) прошло совещание на тему: «Что самое важное в работе инструктора ?». Организаторами форума выступили учебно-методический центр Ассоциации автошкол г. Москвы при поддержке Национального союза ассоциаций автошкол и МАДИ. Среди выступающих были – известные российские и иностранные преподаватели, а так же специалисты в области безопасности дорожного движения и подготовки инструкторов по вождению из Германии, Великобритании, Украины и России. В мероприятии приняли участие представители УГИБДД МВД РФ по г. Москве, ГУ ОБДД МВД РФ, НЦ МВД РФ, Департамента образования г. Москвы, Министерства просвещения РФ, Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

1 12IMG 3 1 12IMG 2325

 

Простая на первый взгляд тема совещания подняла немало серьезных вопросов подготовки как водителей, так и самих инструкторов. Участники поднимали и обсуждали вопросы, касающиеся психологической и профессиональной подготовки мастеров производственного обучения вождению - проблемы, с которыми сталкиваются образовательные организации при подборе кадров на должности педагогических работников.

Сегодня в России такой подготовки практически нет. Нет и особых требований к инструктору: любой человек может без труда получить лицензию при условии своевременной оплаты. Большинство из тех, кто выдают лицензию, не несут ответственности за качество подготовки будущего инструктора и за результаты его работы. Нет официальных программ подготовки, да и профессии «инструктор по вождению» пока в России не существует.

В этой связи был интересен опыт  гостей круглого стола из Великобритании и Германии, которые позволили провести сравнение между подготовкой, методами работы инструкторов и оценки знаний обучаемых в России и за рубежом.

Так, программа подготовки инструктора в Германии рассчитана на 1000 часов в течение девяти месяцев плюс стажировка. Вальдемар Коос, директор Ассоциации дорожной безопасности «Веста» (Германия), посвятивший много лет подготовке преподавателей для автошкол, убежден, что инструктор должен владеть базовыми педагогическими и психологическими знаниями и быть,  в первую очередь,  Учителем. В качестве иллюстрации работы учителя он привел простую задачу, которая доказывает, что скоростью невозможно компенсировать время. И этому тоже можно учить.

В Великобритании одним из главных навыков водителя давно считают способность заранее распознавать опасности при движении на дороге. Вместе со своими коллегами профессор Крундалл из Ноттингемского университета сумел доказать, что такому навыку можно и нужно учить начинающего водителя, и что это значительно снижает риски ДТП. В результате с 2002 года проверка знаний и навыков новичка на определение видимых и потенциальных опасностей входит в государственный экзамен на получение водительского удостоверения в Великобритании. Правительства Нидерландов и Австралии также включили подобный тест в экзамен. Ряд государств готовятся к принятию таких решений.  «Эти материалы есть, они доступны, и ими можно пользоваться, пополняя своим собственными наблюдениями и опытом,» - утверждает британский профессор.

Алексей Катунин, тренер по подготовке специалистов для автошкол из Одессы (Украина) представил авторскую методику обучению вождению с учетом психологических аспектов формирования навыков и установок будущих водителей, о которых важно знать каждому инструктору. Печально известное правило «трех Д» («Дай дорогу дураку!») он предложил интерпретировать для безопасного водителя иначе: «Двигаюсь. Дышу. Доволен».

Стать таким учителем непросто. И там, где такие учителя, инструкторы, преподаватели есть,  им самим, как и руководителям автошкол необходимо знать о рисках их профессионального выгорания, принимать профилактические меры. Об этом говорил главный редактор журнала «Автошкола Профи» Леонид Рыжков в своем выступлении «Психоэмоциональное выгорание инструктора - почему опасно и как избежать?». Как показывает практика, в российских автошколах такие вопросы практически не поднимаются.

Михаил Горбачев, человек известный не только как журналист радиостанции «Эхо Москвы», но и как неоднократный победитель страны в авторалли, в своем выступлении  «Как заставить водителя думать?» делился собственным опытом специальных тренировочных программ, которые в критические моменты позволяют водителю не тратить время на обдумывание сложной ситуации, а действовать на основе сформированных заранее безопасных навыков.

В конце совещания Игорь Кукушкин, директор по учебно-методической работе центра «Актив-Безопасность», снова поставил вопрос: «Что же главное в работе инструктора по вождению?». Подытоживая сказанное коллегами, он делает вывод, что, кроме знания предмета (технические средства, системы безопасности, физика движения) хороший инструктор должен знать и обладать навыками  обучения взрослых, уметь снимать психологические барьеры, обладать грамотной и понятной речью, и всегда помнить о матрице целей обучения водителей, которая подразумевает обучение управлению автомобилем, взаимодействию в потоке движения, непременно учитывая цели и контекст вождения, а также - жизненные цели и навыки будущего водителя.

Все выступления за круглым столом сводились к выводу: инструкторы по вождению, как и преподаватели автошколы должны проходить специальный отбор и, как в любой профессии, получать специальное образование. Совещание помогло собрать ценный материал, который позволит продвигать эти положения и добиваться их внедрения в практику работы автошкол как со стороны государства, так и самих образовательных организаций, цель которых не «помочь получить водительское удостоверение», а подготовить безопасного водителя, тем самым внося вклад в снижение автотранспортной аварийности в стране.

«Жизнь стремительно меняет наши представления о движении и коммуникациях, об управлении автомобилем, о скорости, заставляя все больше думать о безопасности на дорогах, – говорит президент Национального союза автошкол России Е.И. Зайцева. – Сейчас время серьезно задуматься, кто и как готовит будущих водителей, что знает сам, чему учит новое поколение автомобилистов. Надеюсь, что этот круглый стол станет началом более долгого и глубокого обсуждения вопроса подготовки профессиональных кадров для автошкол, а также поможет совершенствовать работу сегодняшних специалистов».

В мероприятии приняли участие представители УГИБДД МВД РФ по г. Москве и НИЦ МВД РФ, эксперты МАДИ. Участники из Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Красноярска, Иркутска, Тулы и других городов были приглашены к участию через интернет-включение.

По окончании круглого стола В.Коос и А.Катунин провели первые практические занятия с инструкторами Университетской автошколы в Москве и готовы к сотрудничеству с другими автошколами Москвы и регионов России.

  • IMG_2319
  • 12IMG_2325
  • 1531473IMG_2312
  • 1531475119_001
  • 1531475131_002
  • 1531476012_006
  • 1531476034_004
  • 1531476035_003
  • 1531476056_007
  • 1531476062_005
  • 1531476099_008

  facebook                 you  
 

ПЛАН РАБОТЫ АССОЦИАЦИИ НА 2018 ГОД

PDF

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ДОКУМЕНТ О ПРАВИЛАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТАХ АВТОШКОЛ

ОЗНАКОМИТЬСЯ

 ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ПРИЕМА ЭКЗАМЕНОВ В ГИБДД

ОЗНАКОМИТЬСЯ

 

«ЛУЧШАЯ АВТОШКОЛА МОСКВЫ 2017»

fff
 

 

Программа обучения

«РАЗУМНОЕ ВОЖДЕНИЕ»

baner5 1auas

ПАРТНЕРЫ

 

eidos 1

 

PROFTEH

 

logoPRODVJ

 

AMD

 

logo ns partner