Наша страна в последние десятилетия стремительно становится все более «автомобильной», и хотя, сравнивая показатели по количеству автомобилей на душу населения с западными странами, мы понимаем, что «есть куда расти», и процесс этот неизбежен, уже сейчас практически в каждой семье есть, как минимум, один водитель, и несколько подрастающих будущих водителей. Поэтому новости, касающиеся изменений Правил дорожного движения, нововведений в обучении водителей и реформы в ГИБДД волнуют все наше многомиллионное население.
Последним широко обсуждаемым информационным поводом стало интервью руководителя российской службы обеспечения БДД М. Черникова, который пообещал стране еще более совершенную систему приема экзаменов (хотя, казалось бы, куда лучше) и соответствующие изменения в готовящемся проекте нормативного акта.
Многие специалисты оценивают новые предложения ГИБДД отечественным кандидатам в водители, как «революционные». И поскольку мнения в СМИ высказывают разные, предлагаем экспертные оценки тех, кто много лет знает, как говорится, эту тему «изнутри».
«Главное изменение, которое планирует предложить ГИБДД - это исключение из процесса экзамена на право управления одного из трех этапов: проверка первоначальных навыков управления на закрытой площадке или автодроме. Данный этап был введен еще в конце 80-х годов. Чем тогда руководствовалось ГИБДД (или точнее ГАИ), сказать трудно. Но сама по себе проверка первоначальных навыков у кандидата в водители, который после успешно сданного экзамена, на следующий же день станет полноправным участником дорожного движения, это примерно то же самое, что у 11-классника - выпускника школы – перед ЕГЭ проверять знание алфавита или таблицы умножения. Хотя назвать экзаменационные упражнения на площадке «первоначальными навыками» не совсем корректно. Например, параллельная парковка задним ходом даже водителю с некоторым стажем не всегда легко удается. А на экзамене это нужно выполнять на время и с одноразовым включением задней передачи в условиях естественного для такого мероприятия стресса. Но главная проблема, это то, что «натасканные» на эти упражнения в искусственных условиях выпускники автошкол зачастую не могут выполнить успешно то же самое в реальной обстановке на дороге или во дворе. Не хватает привычных конусов и «вешек». Пример европейских стран, где нет площадок или автодромов, и экзамены и обучение проводятся в реальных условиях, показывает гораздо лучшую подготовленность начинающих водителей к разным ситуациям на дороге. Любой экзамен задает «планку» и определяет качество обучения. И если ГИБДД будет оценивать навыки управления транспортным средством в реальной обстановке, то и учить будут с прицелом на это. А после экзамена, как известно, наступит тяжелый период самостоятельного вождения «начинающего водителя» – без инструктора и закрытых от движения площадок, и новичок должен быть готов прежде всего к этому, а не только к походу в ГИБДД за заветной «корочкой», - считает Президент Национального союза ассоциаций автошкол Е.Зайцева.
Президент Союза автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члена НСА, А. Сальников убежден:
«К сожалению, последние годы сфера подготовки водителей сделала много шагов в направлении, прямо противоположном тому, куда двигались страны, уже успешно решившие аналогичные задачи. Введение экзамена в условиях, изолированных от реального дорожного движения – один из таких ошибочных шагов. Он привело к возросшему умению начинающих водителей парковаться и снижению - правильно действовать на дороге, ориентироваться в сложной обстановке, и росту аварийности среди начинающих водителей, хоть нам и пытаются доказать, что она, якобы, снижается. Безусловно, все необходимые элементы подготовки практической подготовки водителя (возможно, кроме крупногабаритных ТС), необходимо проверять только в реальных условиях.
Основополагающей причиной целого ряда принципиальных ошибок стала безответственность всех участников процесса подготовки водителей. К ней как нельзя больше относится требование нашего президента. На совещании по строительству трассы Керчь - Симферополь 18 марта 2017г. Путин несколько раз подчеркнул необходимость ответственного за всю стройку:- "Должен быть тот, кто лично отвечает за результаты работы и за расходование государственных денег «…Нужен конкретный орган, нужен конкретный человек, который отвечает за весь проект ...Должен быть тот, кто лично отвечает за результаты работы и за расходование государственных денег» - сказал президент РФ.
Пока у нас о подготовке водителей заботятся многие, но не отвечает никто – процесс будет идти, деньги осваиваться, но положительного результата не будет.»
Предложения ГИБДД имеют также рациональное объяснение и являются объективно вынужденными указывает А. Заостровцев, исполнительный директор НСА, в прошлом более 30 лет сотрудник ГИБДД:
«Отсутствие в настоящее время в большинстве регионов собственной материально-технической базы для проведения экзаменов заставляет экзаменационные подразделения Госавтоинспекции находиться в некоторой зависимости от учебных организаций, занимающихся подготовкой водителей. А любое «взаимодействие» экзаменатора с образовательной организацией способно породить коррупционные связи.
Кроме того, создание собственной материально-технической базы потребует огромных временных и финансовых затрат, что в ближайшее время невозможно, принимая во внимание уровень финансового обеспечения подразделений МВД России, а также проведенное сокращение штатной численности.»
Почему же еще не успели одни СМИ озвучить компетентное мнение главы ГИБДД, как другие кинулись яростно его ругать. «Провокация от ГИБДД», «система рухнет» и тому подобные высказывания обрушились на обескураженного обывателя. Кто же эти, наверное, не менее компетентные эксперты? Скорее всего те, кто несколько лет назад усиленно лоббировал введение, так называемых, автоматизированных автодромов для обучения и приема экзаменов. В нашей стране их было построено около трех десятков, в основном частными инвесторами, стоимостью несколько миллионов рублей каждый. Их владельцам удалось добиться для себя значительных преференций, закрепив их в законодательстве. Только к качественной подготовке это не имеет никакого отношения. Такого типа автодромами для исключения коррупционного фактора при приеме экзаменов обзавелись наши ближайшие соседи по СНГ: Таджикистан, Туркмения, Грузия и некоторые другие не самые передовые с точки зрения обеспечения БДД страны. Но такая цель, как мы понимаем, и не ставилась.
В ожидании, что вложенные в строительство автодромов средства начнут приносить доход, их обладатели представляли уже себя монополистами на рынке услуг обучения водителей. А тут такой поворот!
Европа, как уже было сказано, идет несколько другим путем в области подготовки водителей, имея самые низкие в мире показатели аварийности. И недавно принятая в России Стратегия обеспечения БДД на 2024-2030 годы во многом способствует гармонизации нашей системы с передовым зарубежным опытом. На взгляд специалистов, действительно переживающих за будущее страны, реформы ГИБДД согласованно ложатся в русло этой стратегии и позволит, наконец, сделать реальный шаг в направлении снижения рисков у начинающих водителей.