izvestiyaБудущие водители должны будут знать не только основы управления транспортным средством, но и как успокоить недовольных участников движения на дороге, и как социальный статус влияет на стиль вождения.

Министерство образования и науки подготовило версии примерных программ подготовки водителей. Согласно программам, будущие водители, помимо основ управления транспортным средством и практических занятий, обязаны будут прослушать курс «Психофизические основы деятельности водителя». Автошколы должны будут начать обучение по новым программам и введение новых норм с момента подписания соответствующего приказа Минобрнауки об утверждении примерных программ.

IMGP0886 resize

Министерство образования и науки подготовило версии примерных программ подготовки водителей. Согласно программам (есть в распоряжении «Известий»), будущие водители, помимо основ управления транспортным средством и практических занятий, обязаны будут прослушать курс «Психофизические основы деятельности водителя». Автошколы должны будут начать обучение по новым программам и введение новых норм с момента подписания соответствующего приказа Минобрнауки об утверждении примерных программ.

Курс разбит на несколько разделов и тем. Во-первых, будущим водителям придется пройти два занятия по разделу «Познавательные функции, системы восприятия и психомоторных навыков». В течение двух теоретических занятий ученикам будут рассказывать про внимание, память, мышление, причины отвлечения внимании во время вождения и влияние возрастных и гендерных различий на формирование моторных навыков при вождении автомобиля.

Далее последует двухлекционный цикл на тему этических основ деятельности водителя. Слушателям будут разъяснять, зачем нужно учиться водить автомобиль, как мотивировать себя на успех и избегать неудач в жизни, что такое определение ценностей человека, а также пояснят, как социальный статус и окружение влияют на стиль вождения автомобилем. Также водителям объяснят «основы эффективного общения», в рамках обучения которому будут показаны стили общения и разъяснены характеристики вербальных и невербальных средств общения.

На следующей ступени водители будут учиться «держать себя в руках». Курс «Эмоционального состояния и профилактики конфликтов» направлен на разбор конфликтных ситуаций на дороге, причины враждебности у водителей. Также в автошколах будут знакомить с различными типами мышления и изменениями поведения водителя после употребления алкоголя, медикаментов и других веществ.

По окончании курса «Психология» ученикам придется пройти несколько практических испытаний по саморегуляции и профилактике конфликтов, где будущие водители станут решать ситуационные задачи по оценке психического состояния собеседника, разыгрывать конфликтные ситуации на дорогах, ругаться, а затем мириться.

— Кроме содержания учебных предметов, как это было в предыдущих программах, новые программы содержат обязательные результаты освоения, условия реализации и систему оценки освоенного материала, — рассказал заведующий кафедрой организации и безопасности движения МАДИ Султан Жанказиев. — Особое внимание в программах уделено вопросам психологии водителя, поэтому в теоретическом курсе появился новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе изучения предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.

Это не единственные изменения, которые произошли в подготовительных программах. Как ранее сообщали «Известия», в предмете «Основы управления транспортным средством» впервые будет предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность.

Изменения также коснулись и сотрудников автошкол, для которых в новых правилах прописали квалификационные требования.

— Педагогические работники, проводящие обучение водителей транспортных средств, должны удовлетворять квалификационным требованиям. Преподаватели и мастера обучения вождению в автошколе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. При этом не важен стаж работы, — рассказала замдиректора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Татьяна Рябко.

А вот обязательный курс «Первая помощь», согласно новым примерным программам подготовки водителей, станет на треть меньше. Теперь вместо 24 часов практики и теории будет всего лишь 16. И отныне водителям придется пройти три учебных цикла: базовый, специальный и профессиональный.

Впервые вводятся отдельные нормы обучения для категории М — мопед или скутер, права на которые можно будет получать уже с 16 лет. Для этого школьникам придется пройти 100 часов теоретических занятий и наездить 16–18 часов практики. Также появились специальные подкатегории для несовершеннолетних в категориях В (легковые автомобили) и С (грузовые машины и автобусы), в которых постигать основы вождения разрешено по достижении 16 лет.

Отдельно в рамках нормативов для основных категорий были сформулированы требования к новым подкатегориям: A1 (мотоциклы малой мощности), B1 (трициклы и квадроциклы), C1 (автомобили массой больше 3,5 т), D1 (пассажирские перевозки) и C1E, D1E. Подкатегории С1Е и D1Е предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий С1 и D1 с прицепами, масса которых превышает 750 кг.

— В примерные программы включены темы, в основе которых лежат научные разработки отечественных специалистов по обучению экономичным, эффективным и безопасным приемам управления транспортными средствами. Структура и содержание новых программ повысят качество обучения водителей, что в итоге должно привести к повышению безопасности дорожного движения, — пояснила президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Переписать программы подготовки водителей Минобрнауки было поручено в конце прошлого года после критических высказываний премьера Дмитрия Медведева о зашкаливающем количестве «проштампованных прав» автомобилистов. Согласно статистике, в стране ежегодно совершается около 70 тыс. наездов, в результате которых гибнет около 10 тыс. пешеходов. При этом в 86% случаев виновниками ДТП являлись именно водители.

Источник "ИЗВЕСТИЯ"

  facebook                 you  

ПАРТНЕРЫ

 

PROFTEH

 

logoPRODVJ

 

AMD

 

logo ns partner